Все помнят нашумевшую историю про горе-семью и "обязательные уроки сексуального воспитания"? Наконец-то я их дождалась! В реальности уроки оказались интерактивным спектаклем Mein Körper gehört mir (Моё тело принадлежит мне) – спектаклем, который не мешало бы посмотреть всем.
Нам, родителям и сочувствующим (в приглашении предлагали приводить с собой бабушек-дедушек и любых других интересующихся взрослых), постановку показали в сокращенном виде, все три части вместе – сократили обсуждения и песни, хотя петь всё равно пришлось – дети же смотрят её с недельными перерывами между частями.
В этом спектакле всегда всего два актера – мужчина и женщина – точнее, актеров всего, если я не ошибаюсь, порядка 150: постановку демонстрируют не только в немецкоязычных странах (Германии, Швейцарии и Австрии), но и в других – например, в Китае. К нам приехали Андреас, напомнивший мне Гошу Куценко, и Ирэна – они играют 12 и 15 лет соответственно. Всё действо состоит из коротких сценок и их подробного обсуждения.
Часть первая. Начинается разговор с Ja-Gefühl и Nein-Gefühl (дословно: да-чувство и нет-чувство): что тебе нравится и не нравится, как ты себя чувствуешь, когда кто-то с тобой контактирует; о том, что ты можешь говорить, когда тебе что-то нравится, и, что еще важнее, не нравится. О том, как это можно сказать, как распознать, и почему это важно – сюда же входят, например, потрепывания по щеке, поцелуи тётушек и т.д. – т.е. вполне невинные вещи, которые могут просто не нравиться детям.
В одной из сцен к девочке в автобусе подсаживается "хулиган" и обнимает её – ей это определенно не нравится, но она стесняется и терпит, а после обсуждения, во втором варианте – яростно кричит на него, заодно привлекая внимание окружающих.
В следующей – сосед дарит мальчику крутую теннисную ракетку и предлагает его "поучить". Всё выглядит довольно невинно, но мальчик испытывает то самое Nein-Gefühl, чувство, которое подсказывает ему, что тут что-то нечисто. Он сначала говорит об этом соседу, отказывается от подарка, хотя это сложно и "неудобно", чем вызывает ярость соседа, а потом отправляется к маме – и мама его поддерживает и хвалит. Где-то в этом месте я уже вытирала слёзы.
Во второй части страсти накаляются. На сцену [фигурально] выходит эксгибиционист, а девочка в чате знакомится с педофилом – тут всё по классике: "мальчик из соседней школы" оказывается взрослым мужиком. Здесь поднимается очень важный вопрос: кто виноват? Девочка, которая пошла на встречу, родители, которые не проследили, или педофил? В обсуждении, и много раз после него, настоятельно подчеркивается: в сексуальном насилии всегда виноват только насильник [и он может быть любого пола, это тоже подчеркивается]. Да, девочка не должна была идти одна, а родители не проконтролировали, но они совершили ошибку, а не преступление.
Дальше простая и гениальная инструкция:
Перед тем, как с кем-то куда-то идти/оставаться наедине, нужно задать себе 3 вопроса:
Нам, родителям и сочувствующим (в приглашении предлагали приводить с собой бабушек-дедушек и любых других интересующихся взрослых), постановку показали в сокращенном виде, все три части вместе – сократили обсуждения и песни, хотя петь всё равно пришлось – дети же смотрят её с недельными перерывами между частями.
В этом спектакле всегда всего два актера – мужчина и женщина – точнее, актеров всего, если я не ошибаюсь, порядка 150: постановку демонстрируют не только в немецкоязычных странах (Германии, Швейцарии и Австрии), но и в других – например, в Китае. К нам приехали Андреас, напомнивший мне Гошу Куценко, и Ирэна – они играют 12 и 15 лет соответственно. Всё действо состоит из коротких сценок и их подробного обсуждения.
Часть первая. Начинается разговор с Ja-Gefühl и Nein-Gefühl (дословно: да-чувство и нет-чувство): что тебе нравится и не нравится, как ты себя чувствуешь, когда кто-то с тобой контактирует; о том, что ты можешь говорить, когда тебе что-то нравится, и, что еще важнее, не нравится. О том, как это можно сказать, как распознать, и почему это важно – сюда же входят, например, потрепывания по щеке, поцелуи тётушек и т.д. – т.е. вполне невинные вещи, которые могут просто не нравиться детям.
В одной из сцен к девочке в автобусе подсаживается "хулиган" и обнимает её – ей это определенно не нравится, но она стесняется и терпит, а после обсуждения, во втором варианте – яростно кричит на него, заодно привлекая внимание окружающих.
Во второй части страсти накаляются. На сцену [фигурально] выходит эксгибиционист, а девочка в чате знакомится с педофилом – тут всё по классике: "мальчик из соседней школы" оказывается взрослым мужиком. Здесь поднимается очень важный вопрос: кто виноват? Девочка, которая пошла на встречу, родители, которые не проследили, или педофил? В обсуждении, и много раз после него, настоятельно подчеркивается: в сексуальном насилии всегда виноват только насильник [и он может быть любого пола, это тоже подчеркивается]. Да, девочка не должна была идти одна, а родители не проконтролировали, но они совершили ошибку, а не преступление.
Дальше простая и гениальная инструкция:
Перед тем, как с кем-то куда-то идти/оставаться наедине, нужно задать себе 3 вопроса:
- Что я сейчас испытываю (хочу ли я соглашаться на предложение, что подсказывает мне интуиция)?
- Знает ли кто-нибудь [из близких], где я нахожусь?
- Получу ли я помощь, если буду в ней нуждаться?
Если ответ хотя бы на один из вопросов отрицательный, нужно отказываться [и пойти рассказать об этом человеку, которому доверяешь]. Мне кажется, этой инструкцией можно пользоваться до конца жизни.
В третьей части поднимаются другие серьезные вопросы:
- что такое сексуальное насилие [кстати в немецком слово Missbrach – это не только изнасилование/насилие, но и злоупотребление, неправомерное использование];
- разница между хорошими и плохими тайнами (сравните сделать сюрприз ко дню рождения или истории из серии никому не рассказывай, это будет нашей тайной);
- к кому обращаться, если абьюзер – член семьи;
- что делать, если тебе не верят/тебя не слушают, т.е. не каждый взрослый окажет тебе необходимую помощь;
- почему о [попытках насилия] насилии нужно рассказывать.
После спектакля детям раздут визитки в том числе с номером телефона анонимной линии доверия.
Надо отметить, что в сценках мальчику досталось больше [но конечно, никаких сцен насилия не демонстрировалось, о них рассказывали, называя, кстати, части тела своими именами], что меня порадовало, если можно так сказать – потому что о проблемах насилия над девочками/женщинами еще хоть как-то говорят, то о насилии над мальчиками/мужчинами молчат еще усерднее.
Кроме директора школы и актёров на встрече были представители комиссариата Дортмунда и "Каритас", к последним так же можно анонимно обратиться за помощью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий